Налогообложение недвижимости организаций.

В своей информации от 27.12.2018 ФНС РФ напомнила обо всех изменениях, которые кардинально изменили порядок налогообложения налогом на имущество организаций, начиная с 1 января 2019 года. Разберем их более подробно.

Объект налогообложения С 2019 года движимость больше не облагается налогом на имущество. Соответствующие поправки в пункт 1 статьи 374 и другие нормы НК РФ внес Закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ. В последний раз компании отчитаются по налогу на движимое имущество за 2018 год.

На основании этих данных в 2019 году инспекции будут проверять имущество компании: к движимому или недвижимому оно относится. В письме от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@ ФНС РФ разъяснила инспекциям, как это делать. При отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу нужно исходить из норм статей 130–131 Гражданского кодекса: возможно или невозможно перемещать объект и обязан ли владелец регистрировать права на недвижимость. С учетом этого для подтверждения правильности отнесения имущества к недвижимости контролерам рекомендовано устанавливать следующие обстоятельства: есть ли запись об объекте в ЕГРН; если сведений в реестре нет, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению.

В сложных случаях налоговики будут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов, истребовать документы или информацию. Например, объекты капитального строительства. По ним должны оцениваться наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и о его характеристиках.

 

Пока понятие недвижимости четко не прописано в гражданском законодательстве, Минфин России в письме от 24.12.2018 № 03-05-05-01/94044 подсказал, чем нужно руководствоваться при отнесении объектов к недвижимости в целях налогообложения налогом на имущество. Разумеется, в первую очередь, это статьи 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются: подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно; здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Для квалификации зданий и сооружений рекомендовано использовать два документа: Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ “Технический регламент безопасности зданий и сооружений”; общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

Для имущества инженерного и технологического оборудования промышленного производства финансисты советуют руководствоваться письмами Минпромторга РФ: от 23.03.2018 № ОВ-17590/12; от 02.04.2018 № 19919/17.

В ряде случаев установить, относится объект к недвижимости или движимости только на основе норм ГК РФ и классификаторов невозможно. Поэтому в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и которые только лишь по своему наименованию не могут быть однозначные отнесены к недвижимым вещам, налоговая служба рекомендует руководствоваться судебной практикой (письмо ФНС РФ от 18.10.2018 № БС-4-21/20327@).

Корректировка налоговой базы.

Налоговую базу по налогу на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта, можно корректировать: при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром; при изменении кадастровой стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано: с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда (п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 1–2 ст. 403 НК РФ).

Имеются два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости: недостоверность сведений об объекте недвижимости; установление рыночной стоимости объекта недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”).

С 1 января 2019 года в целом порядок оспаривания кадастровой стоимости остается прежним. Если налогоплательщик не согласен с величиной кадастровой стоимости, результаты определения кадастровой стоимости он оспаривает в суде или специальной комиссии при Росреестре.

Но порядок уплаты налогов на недвижимость с учетом оспоренной кадастровой стоимости объекта меняется. С этой даты вступят в силу нормы Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ “О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. До 1 января 2019 года при определении налоговой базы сведения о кадастровой стоимости учитываются с момента подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а не с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости.

С 2019 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ). То есть налог за предыдущие годы можно будет вернуть или зачесть. Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2019 году, то вам пересчитают налоговые платежи с 2017 года. Указанное положение будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n171074